Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности

Решение пожарно-тактических задач на объектах с курсантами и слу­шателями учебных заведений и подразделений проводят в той же после­довательности и такими же методами, как и с личным составом караула. Особенность организации и проведения этих занятий заключается в том, что в качестве начальника караула, командиров отделений и рядовых пожарных выступают курсанты и слушатели, имеющие примерно одинаковые теоре­тические знания и практические навыки. Нередко в учебной группе личного состава больше, чем требуется для укомплектования учебного караула. В этих случаях курсантов и слушателей, не задействованных в боевых расчетах, целе­сообразно назначать посредниками у РТП, командиров отделений, звеньев ГДЗС, а также Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности счетчиками, имитаторами и т.п., чтобы они активно участво­вали в проведении занятий, анализировали действия своих товарищей, при­нимали участие в разборе занятий, предлагали свои решения, а не были пассивными наблюдателями. Руководитель занятий (преподаватель) должен максимально использовать все методы и приемы обучения для всесторонней и глубокой отработки действий всех должностных лиц при тушении возможных пожаров. При необходимости он может приостанавливать занятия и давать необходимые пояснения, отменять ошибочные решения РТП и других долж­ностных лиц, разъяснять всему личному составу, к чему они могут привести на реальных пожарах, а также одобрять и обосновывать правильные решения при тушении условного пожара. При этом целесообразно использовать гром Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности­коговорящую связь, чтобы пояснения руководителя занятий были слышны, по возможности, всем обучаемым.

По усмотрению руководителя разбор занятий может проводиться как после решения тактической задачи и уборки пожарно-технического воо­ружения, так и до свертывания сил и средств. Последний вариант позво­ляет руководителю более эффективно и наглядно показать курсантам и слушателям недостатки в осуществлении боевых действий и принятых реше­ниях, а также их исправить, показав и обосновав правильные действия. На разборе занятий должны присутствовать все курсанты и слушатели, неза­висимо от того, решения и действия какого должностного лица разбирают.

Разбор занятий осуществляют примерно в такой последовательности. Вначале руководитель Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности занятий (преподаватель) указывает, какие цели и задачи должны были решаться на занятиях, и напоминает содержание тактического замысла задачи. Затем заслушивают командиров отделений и их посредников, начальника караула и его посредника, а всем курсантам и слушателям, присутствующим на разборе, предлагается задавать им воп­росы. После этого всем курсантам и слушателям, присутствующим на заня­тиях, предоставляется возможность сообщить свои решения и предложения. В заключение руководитель занятий указывает на положительные моменты и недостатки, допущенные РТП, командирами отделений и боевым рас­четом, объявляет и обосновывает правильные решения, принятые и осу­ществленные в процессе занятий, выставляет оценки обучаемым и выдает задание для самоподготовки Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности.

В ряде случаев практические занятия по решению пожарно-тактических задач на объектах с курсантами и слушателями могут проводиться без привлечения пожарной техники. Эти занятия целесообразно проводить на старших курсах, когда обучаемые уже четко выполняют боевые действия по тушению пожаров на конкретных объектах, соответствующих изучаемой теме. Перечень объектов, исходя из местных условий, целесообразно опре­делять заранее по каждой изучаемой теме; по каждому из них надо собрать необходимые сведения и схемы, пользуясь оперативно-тактическими ха­рактеристиками .



Такие занятия позволяют на данном объекте одновременно трени­ровать всех обучаемых в качестве РТП, НТ или НБУ и положительно сказываются на развитии тактического мышления у курсантов и Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности слушателей. Порядок подготовки руководителя (преподавателя) к занятиям примерно тот же, что и при использовании на занятиях пожарной техники. Руково­дитель занятий по такой же форме составляет план-конспект или методи­ческую разработку и представляет на утверждение. Кроме этого, в процессе подготовки целесообразно составить ситуационный план объекта, план здания или сооружения, где будет проведено решение задачи, и размножить их для выдачи каждому курсанту и слушателю, а также подготовить к занятиям справочные пособия или таблицы, экспонометры для расчета сил и средств и необходимые канцелярские принадлежности.

Порядок проведения занятий такой же, как и при решении пожарно-тактической задачи с караулом. При этом Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности проверку знаний обучаемых по данной теме руководитель занятий может проводить в автобусе в период следования на объект, используя средства громкоговорящей связи, или по прибытии на объект.

Прибыв на объект, руководитель занятий ознакомляет обучаемых с его оперативно-тактической характеристикой, используя ситуационные планы объекта. Затем он указывает курсантам или слушателям, какие дан­ные надо дополнительно нанести на планы для последующего решения задачи. После изучения обучаемыми оперативно-тактической характерис­тики объекта и усвоения ими всех необходимых сведений руководитель занятий лично или с помощью заранее подготовленного лица имитирует обстановку условного пожара, выстраивает группу курсантов или слуша­телей в исходном месте и Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности приступает к решению задачи. Исходное место должно быть таким, чтобы каждый обучаемый мог видеть внешние приз­наки пожара, если бы он происходил в действительности, а на занятиях — средства имитации. Объявив первую вводную, отражающую обстановку по внешним признакам условного пожара, руководитель занятий делает небольшую паузу, в течение которой каждый обучаемый самостоятельно оценивает обстановку, принимает решение и записывает соответствующие распоряжения. После паузы руководитель вызывает двух-трех обучаемых, которые отдают распоряжения подразделениям о боевых действиях и со­общают о своих действиях в данный момент. Затем происходит обсуждение этих решений и действий со всеми обучаемыми, после чего руководитель определяет и обосновывает единственно правильные решения, которые Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности записывают все курсанты или слушатели. При этом руководитель занятий может временно назначить из состава учебной группы командиров отде­лений, которые отдают распоряжения своим условным подчиненным.

В тех случаях, когда обучаемые затрудняются принять правильное ре­шение и отдать распоряжения, целесообразно коллективно и поэтапно проводить оценку обстановки, отыскивая и обосновывая единственно пра­вильные решения, а затем надо нанести расстановку сил и средств на план объекта согласно принятым решениям. Убедившись, что все обучаемые полностью уяснили принятые решения и закончили расстановку сил и средств на схеме по данной вводной, руководитель занятий переводит учебную группу на вторую исходную позицию. Там он объявляет следующую вводную и Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности дает время обучаемым для оценки обстановки и принятия решения.

Чтобы повысить активность курсантов и слушателей, руководителю занятий целесообразно вызывать для отдачи распоряжений вначале более слабых обучаемых, а затем — более сильных. Если же вначале по объяв­ленной обстановке принимает решение хорошо успевающий курсант или слушатель, то остальные обучаемые с ним быстро соглашаются и становится невозможным глубокое и всестороннее обсуждение оценки обста­новки и принимаемых решений. Для отдачи распоряжений от имени РТП необходимо вызывать курсантов с разной успеваемостью, чтобы руково­дитель занятий мог получить представление о ходе и глубине усвоения знаний и развития тактического мышления у всех обучаемых. Руководитель занятий Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности должен организовать работу обучаемых так, чтобы они при оценке обстановки условного пожара обосновывали свои решения различными справочными данными, тактическими возможностями пожарных под­разделений, элементами расчета сил и средств, требованиями Боевого устава пожарной охраны и других руководящих документов. Руководитель занятий должен вести записи о недостатках и положительных сторонах в ответах и действиях обучаемых. Эти записи нужно использовать при разборе занятий и формулировании задания для самостоятельной работы.

После принятия решений по всем вводным, отражающим поэтапно обстановку условного пожара, записи обучаемыми окончательных решений и вычерчивания схемы расстановки сил и средств, выполнение пожарно-тактической задачи заканчивается. Руководитель занятий выстраивает обу­чаемых в Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности наиболее удобном месте для разбора занятий. На разборе, руко­водитель занятий излагает цель, задачи и сущность тактического замысла, делает подробный анализ принятых решений по каждой вводной, харак­теризует решения каждого участника занятий, выставляет всем оценки и выдает задание для самостоятельной работы.


documentauucbfd.html
documentauucipl.html
documentauucpzt.html
documentauucxkb.html
documentauudeuj.html
Документ Особенности решения пожарно-тактической задачи на местности